К вопросу равнопрочности соединений арматуры

Говоря о равнопрочности соединений арматуры каждый проектировщик, инженер и т.д. подразумевает и вкладывает в это понятие свою трактовку этого термина. Понятие одного – это превышение предела прочности соединения, нормативного значения временного сопротивления арматурного проката, другого – разрушение образца соединения по одному из арматурных стержней. И для того чтоб уяснить понятие равнопрочности соединения арматуры рассмотрим требования действующих нормативных документов.

Оценивая прочностные характеристики соединений арматуры, рассмотрим требование ДСТУ Б В.2.6-169. Согласно нормативу, в зависимости от марки стали и диаметра арматуры соединений, а также температуры эксплуатации (изготовления) существует методология оценки эксплуатационных качеств соединений арматуры.

Для соединений горячекатаной арматурной стали:

5 - гарантируется равнопрочность исходному металлу и пластичное разрушение;

4 - соединение удовлетворяет требованиям нормативного документа на производство арматуры, предъявляемым к стали в исходном состоянии или другими словами – разрушающая нагрузка арматурного соединения превышает нормативное значение временного сопротивления арматуры;

3 - соединение удовлетворяет требованиям ДСТУ Б В.2.6-168, предъявляемым к соединениям арматуры.

Для соединений термомеханически упрочненной арматурной стали:

5 - соединение удовлетворяет требованиям нормативного документа на производство арматуры, предъявляемым к стали в исходном состоянии, и характеризуется пластичным разрушением;

4 - временное сопротивление разрыву соединения может быть ниже нормируемого до 5%;

3 - временное сопротивление разрыву соединения может быть ниже нормируемого до 10%.

Имея перед собой нормативные требования, несложно будет оценить имеющиеся результаты испытаний соединений арматуры на растяжение.

Как правило, разрушение сварных соединений происходит по арматурному стержню у края сварного шва, в околошовной зоне. Это объясняется выжиганием углерода арматуры в процессе сварки и, как следствие, ослабеванием самой арматуры. Поэтому нередко в партии испытанных образцов наблюдается значительный разброс значений предела прочности и снижение временное сопротивление разрыву соединения вплоть до 10%.

Работу муфтовых механических соединений рассмотрим на примере резьбовых и обжимных муфт.

В большинстве случаев при испытаниях на растяжение резьбовых соединений разрушение образцов происходит вследствие выдергивания арматурного стержня из соединительной муфты. При этом предел прочности превышает нормативное значение временного сопротивления арматуры по нормативным документам на ее производство.

При испытаниях обжимных соединений арматуры во всех случаях фиксируется пластическое разрушение образцов по одному из стержней арматуры за пределом зоны механического соединения. При этом соединение удовлетворяет требованиям нормативного документа на производство арматуры, предъявляемым к стали в исходном состоянии (с результаты испытаний можно ознакомиться на сайте https://sprut-ukraina.com.ua/results.html ).

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что равнопрочностью – т.е. соединение удовлетворяет требованиям нормативного документа на производство арматуры, предъявляемым к стали в исходном состоянии, и характеризуется пластичным разрушением – гарантированно обладает только механическое соединение, выполненное обжатием соединительных муфт.

Видео испытаний смотрите на ютюб канале:

https://www.youtube.com/watch?v=vQYqXaJhpXY&feature=youtu.be