Использование цвета в архитектуре
Во все исторические эпохи архитектура была многоцветной, во-первых, благодаря связи с окружающей природной средой и применению естественных строительных материалов, и вовторых, вследствие учета требований своего времени, жизненного уклада общества, национальных и культурных традиций. Многоцветие архитектуры древности чаще всего носило символический характер.
В Древнем Вавилоне выбор цвета определяла астрология. Ярусы вавилонской башни были окрашены в черный, оранжевый, красный, желтый, зеленый, голубой и белый цвета, символизируя связь с семью планетами, известными в астрологии. В Древнем Египте используемые цветовые сочетания имитировали природные. Египетские скальные храмы своеобразно подражали природному пейзажу: зеленый цвет полов символизировал луга Нила, колонны желтого цвета с капителями из листьев лотоса — наиболее распространенные растения, синий потолок с золотыми звездами — небесную сферу.
Многоцветие древнегреческой архитектуры создавало иллюзорные пространственные эффекты. Многочисленные детали ордерной системы греческого храма, подчеркнутые многоцветными сочетаниями, легче прочитывались на расстоянии. Фронтоны греческих храмов решались в контрастных цветах: на синем фоне фронтона красные и зеленые горельефные фигуры казались выдвинутыми вперед. В готических храмах цветные витражи придавали архитектурным конструкциям фантастический цветовой облик, возбуждая религиозные чувства верующих.
В эпоху Возрождения с помощью цвета выявлялся художественный строй архитектурных произведений, что связывало их с окружающей средой. Композиционный подход был характерен для многоцветия Средней Азии. Сосредоточение цвета на больших площадях наиболее значимой части здания (например, голубых куполах мавзолеев) усиливало их главенствующую роль в архитектурном ансамбле. Позднее в архитектуре Средней Азии появляется орнаментальное цветное декорирование, создающее иллюзию рельефа на поверхности стены.
Многоцветие русской архитектуры во многом зависело от применяемых строительных материалов, их цвета и фактуры. В эпоху деревянной архитектуры в Древней Руси наличники и ставни раскрашивались яркими цветами по белому, что заметно выделяло их на фоне рубленых стен. В каменных постройках цвет создавался чередованием в каменной кладке белого камня и красного узкого кирпича. Красно-белое многоцветие московской архитектуры сохранилось до наших дней с изменением и перемещением цветовых масс: белые соборы и белая колокольня Московского Кремля находятся в красной оправе кирпичных стен и башен. В дальнейшем побелку стен стали использовать как фон для фресковой росписи наружных стен. С помощью фрески выделяли в ансамбле или здании главное (например, акцентируя вход в здание). Появление в декоре русской архитектуры изразцов, принесших желтые, зеленые, синие и голубые цвета, создавало сложное взаимодействие цветовых пятен и архитектурных элементов стены.
Многоцветие русской архитектуры раскрыло роль цвета как средства создания единого, гармоничного ансамбля. Композиционный строй ансамблей монастырей и кремлей, изменяясь во времени, цветовым обликом подчеркивал основную композиционную идею.
Еще читайте:
Современная архитектурная полихромия
Выбираем пластиковый оконный отлив
Новые мебельные стили